С начала 2024 года на территории обслуживания Краснощековской Госавтоинспекции произошло 6 дорожно-транспортных происшествий с участием несовершеннолетних, в которых получили травмы 7 подростков от 13 до 16 лет. Статистика удручающая, данные случаи приведены на различных информационных площадках, но как видно, подросткам и их родителям эти примеры — не примеры, — в районе продолжается эксплуатирование мототранспорта несовершеннолетними, не имеющими права управления такими транспортными средствами.
8 сентября текущего года в КГБУЗ «Краснощековская ЦРБ» обратился несовершеннолетний юноша 2008 года рождения с жалобами на боли. В результате обследования выяснилось, что у парня произошел сутки назад разрыв селезенки. Отчего же такой диагноз? Оказалось, от мотопрогулки в вечернее время и не способности вовремя среагировать, в виду чего произошло опрокидывание мотоцикла вместе с водителем и получение телесных повреждений. Уже всем ясно, что травмы при падении с мотоцикла тяжелые, чреваты длительным лечением и реабилитацией. Но подростки продолжают оттачивать свои водительские навыки и не учатся на ошибках сверстников.
Первейшая ответственность за эти происшествия лежит на родителях. Конечно, многие из них считают, что 16-летний подросток – это практически готовый водитель и ему в умении управлять мотоциклом нет равных. Но статистика вещь упрямая и объективная, количество ДТП свидетельствуют о противоположном состоянии. Возможно, что родители не имеют уже никакого влияния на подростка, и это огромная трагедия в семье. Своим ненадлежащим воспитанием мы, взрослые, часто способствуют тому, что наши дети вырастают людьми с девятью жизнями, как они сами думают. Но, к сожалению, это не так. И очень часто безутешные родители только после случившейся трагедии, кусая себе локти, ищут виноватого. И с ужасом понимают, что вина только их.
Уважаемые взрослые! Ежегодно на дорогах России гибнут и получают увечья тысячи детей. И до 18 лет это наша вина с вами за то, что с ними случается. Ведь закон не запрещает ездить на транспортном средстве, автомобиле или мотоцикле, или электросамокате. Но есть Правила дорожного движения, специальные требования и есть возрастной порог. Всем это известно, но из года в год аварий с участием несовершеннолетних не становится меньше, наоборот, на дорогах появляются новинки «автопрома», которые подростки с удовольствием опробируют.
Давайте, вспомним основное, что касается мототехники. Управлять мопедом (водительское удостоверение категории М) можно с 16 лет. К управлению мотоциклом, объём двигателя, которого до 125 см3 (водительское удостоверение категории А1) допускаются лица, которым исполнилось 16 лет. Получить водительское удостоверение на мотоцикл (категории А) возможно по достижению 18 лет. Хочется сразу уточнить: учиться на категории «А» можно и с 16 лет, однако получить водительское удостоверение можно по достижению совершеннолетия. На категорию «М» учиться можно и с 14 лет, но права только в 16.
Если выявлен факт правонарушения в области дорожного движения при управлении мопедом или скутером несовершеннолетним водителем, не достигшим возраста привлечения к административной ответственности (до 16 лет) — в соответствии с ч.3 ст.24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении прекращается только после применения мер обеспечения, необходимых для пресечения противоправного действия, то есть – после отстранения вышеуказанного лица от управления транспортным средством и задержания данного транспортного средства.
Если же несовершеннолетнему водителю есть 16 лет, то возбуждается дело об административном правонарушении при наличии выявленных и установленных составов, предусмотренных главой 12 КоАП РФ, а в случае отсутствия водительского удостоверения категории «М, А1» его действия дополнительно квалифицируются по ч.1 ст.12.7 КоАП РФ с применением мер обеспечения производства по делу в виде отстранения от управления и задержание транспортного средства с помещением на ближайшую специализированную стоянку задержанных транспортных средств.
Часто за руль мотоциклов и мопедов садятся молодые люди и подростки, которые не используют шлемы, спецэкипировку, не имеют прав и соответствующих документов на транспортное средство. Мотоцикл — транспорт, привлекающий в первую очередь легкостью, мощностью и скоростью. Однако, это одновременно и малоустойчивая машина. Водитель и пассажир практически не защищены, что во много раз увеличивает тяжесть последствий при дорожно-транспортном происшествии. Как и в вышеописанном случае, на подростке не было ни мотошлема, ни специальной экипировки, что многократно увеличили риск получения тяжелых травм.
Госавтоинспекция Краснощёковского района призывает родителей не покупать своим детям мототехнику раньше наступления установленного законом возраста и только после обучения в автошколе.
Инспектор по БДД Ирина Быстрянцева.